Фонд содействия развитию духовно-нравственных ценностей «Память побед» 107045, г.Москва, Луков пер., дом 4, офис 8, тел. +7 495 234 46 97, pamiat.pobed@mail.ru
107045, г.Москва, Луков пер., дом 4, офис 8, тел. +7 495 234 46 97, pamiat.pobed@mail.ru

В ходе подготовки итогового доклада проекта «Формирование и продвижение идеологии евразийской интеграции на основе традиционных ценностей, эстафеты поколений и сохранения памяти Победы» стали очевидны некоторые феномены развития евразийского пространства: патриотизма, футурофобии и растущего влияния Китая

Феномен патриотизма

Начиная с середины двухтысячных годов в России резко усилилась пропаганда «национальных традиционных ценностей» в качестве общепринятой для всех граждан страны идеологии. Патриотическая пропаганда в ряде случаев принимала характер информационной истерии, нередко велась методами спецпропаганды. Мотив этих действий был очевиден — не допустить внутриполитического кризиса в России, и определенные результаты были достигнуты. По данным социологических опросов последнего времени, патриотических настроений придерживаются около 80% жителей страны, что по сравнению с серединой двухтысячных демонстрирует превышение на 21%.

         Исторический опыт революций 1917 и 1991 гг. свидетельствует о неоднозначном качестве распространения этого явления, особенно в редакции, называемой в обиходе «ура-патриотизмом». Избыточное увлечение патриотическими мемами приводит к состоянию, напоминающему состояние опьянения, которое имеет свойство заканчиваться, и тогда на смену эйфории приходит ощущение совершенно иного толка, прямо противоположное. Военно-патриотический угар 1914 г. сменился противоположным трендом в 1918 г., а подъем начала перестройки вылился в апатию по отношению к распаду СССР. Поэтому необходимо с крайней осторожностью прибегать к патриотической риторике, тем паче не следует делать из нее тотальный наполнитель телерадиоэфира до точного выяснения деталей механизма воздействия патриотической пропаганды на широкие массы.

Феномен футурофобии

Несмотря на постоянные расхождения долгосрочных прогнозов с действительностью, противоречивое и трудное формирование будущего происходит путем общественной и политической дискуссии вокруг футурологических стратегических проектов. В России же начиная с середины 2000-х годов официозные издания и электронные СМИ все чаще обращаются к теме прошлого, героической традиции, зачастую смешивая историю с мифологией. Редкие документы, наподобие «майских указов» или «Стратегии-2020», при первых признаках их невыполнимости очень быстро исчезают из поля обсуждения. Об отсутствии внятного проекта национального развития, долгосрочных целей, видения будущего свидетельствовали многие известные российские ученые и политики. Тем не менее с годами ситуация не меняется, а государственная пропаганда все чаще обращается к «героическому прошлому». Последнее, включая общий День Победы, разумеется, служит целям самоидентификации евразийских народов, но, согласно Гераклиту, невозможно дважды войти в одну реку, как невозможно вернуться ни в один день прошлого, будь он даже Днем Победы. В связи с вышеизложенным дается рекомендация о необходимости подготовки ряда футурологических документов, возможно неофициальных, способных стать центром общественной и, возможно, политической дискуссии.

Феномен растущего влияния Китая

         Несмотря на замедление темпов экономического роста Китая, он все еще остается быстрорастущей экономикой, хотя объемы производства в этой стране громадны. Китай последовательно реализует свои экономические интересы на территории постсоветской Центральной Азии. При этом китайские производители выступают прямыми конкурентами российских, вытесняя российские товары с рынков стран Центральной Азии, а Россия пытается препятствовать росту поставок из Китая в Казахстан путем применения стандартов ЕАЭС. Отношения Китая и России на казахстанском рынке напоминают локальную торговую войну. Наметившееся сокращение торгового присутствия Китая на американских рынках способно только усилить эту тенденцию. Конкуренция со стороны Китая дает о себе знать не только в Казахстане, но и в других странах Центральной Азии, например в Туркмении. Экспорт Китая в страны Центральной Азии превосходит российский примерно в 2 раза с тенденцией, ухудшающей положение России.

Первый опыт железнодорожного сообщения Китая с Европой — проект «Шелковый ветер» — был предпринят в обход российской территории. Это происходит на фоне того, что на китайском рынке энергоносителей положение России ухудшается за счет конкуренции со стороны Саудовской Аравии.

Реализация китайских интересов в Центральной Азии послужила поводом для того, чтобы известный «друг» нашей страны З. Бжезинский выступил в 2014 г. со следующей сентенцией: «Потому перспективы России во главе Евразийского союза — это фикция. И этот союз распадется — по экономическим, социальным и персональным причинам. В результате он лишь приведет к нарастающей неготовности России встретить рост влияния Китая в Центральной Азии». В связи с вышеизложенным рекомендуется хотя бы в общих чертах обрисовать ситуацию, в которой бы Россия и Китай и в дальнейшем всячески избегали конфликта, пусть даже торгового, в Центральной Азии. Для этого необходимо обозначить критические рубежи интересов РФ и КНР.